Четверг, 25.04.2024, 19:16 Приветствую Вас Гость

Старые Автомобили Советские

Главная | Регистрация | Вход | RSS


ВАЗ 2121 Нива

ВАЗ 2121 Нива

ВАЗ 2121 Нива джип для совхоза


«Нива» - ноу-хау родом из ССОР, которым потом стали пользоваться Во Всем мире. Наши автомобилестроители были первыми, кто В одной компактной машине совместил проходимость настоящего внедорожника и комфорт легкового автомобиля.
Первые эксперименты

Со времени создания полноприводных джипов все в них подчинялось только одному: преодолению бездорожья. На асфальте или на хорошей дороге от них никто даже не думал требовать многого. У легковых автомобилей также было свое назначение: скорость, комфорт, элегантность, — но вне дорог они оказывались беспомощными.

Это считалось в порядке вещей, и о совмещении столь разных концепций никто раньше не помышлял.

Все началось летом 1970 года, когда на только что пущенный в строй Волжский автомобильный завод в Тольятти приехал высокий гость — председатель Совета Министров Алексей Николаевич Косыгин. Он занимался всей экономикой государства, в том числе и вопросами машиностроения, и приехал посмотреть, во что в итоге вылились многомиллионные государственные затраты.

При осмотре завода очередь дошла до отдела главного конструктора, и Косыгину представили перспективный автомобиль «люкс»
(BA3-2103), на котором совместная работа с итальянцами, согласно контракту, заканчивалась. Возник справедливый вопрос — а что дальше? Алексей Николаевич предложил делать автомобиль для сельчан, а то они оказались обделенными, ведь «Жигули» предназначались в основном горожанам.

В то время одной такой фразы от второго лица в государстве оказалось достаточно, чтобы на ВАЗе началась работа над полноприводным сельским автомобилем. На этом этапе был соблазн просто подкатить под стандартный кузов ВАЗ-2101 полноприводную трансмиссию, но от этого явно тупикового варианта быстро отказались. Было решено делать полностью оригинальную машину с несущим кузовом, просто используя, где это возможно, «жигулевские» агрегаты.

По агрегатам и их компоновке вначале не было единого мнения. Специалисты старой школы предлагали традиционную зависимую подвеску всех колес на рессорах и отключаемый полный привод. А молодые конструкторы видели машину совсем
другой, с независимой передней подвеской, с пружинной подвеской обоих мостов, постоянным полным приводом и блокируемым межосевым дифференциалом. Б конце концов, их точка зрения победила, естественно, не без поддержки главного конструктора ВАЗа Владимира Сергеевича Соловьева, который сумел разглядеть в этих предложениях более перспективные идеи. Первоначально машина виделась открытой. Тогда все полноприводные легковые автомобили делались по одному принципу: простой, утилитарный кузов с мягким верхом, с минимумом комфорта. Первые опытные образцы родились быстро — необходимо было в работе проверить конструкторские и компоновочные решения, посмотреть, на что вообще способен внедорожник на отечественных агрегатах. В результате над внешним видом автомобилей Э2121, вышедших на испытания в 1972 году, работали не художники, а сами конструкторы. Машины получились неказистыми, за что и получили тут же прозвище «крокодилы».

Однако они уже имели полноценную джиповую начинку: мощный 1,6-литровый двигатель, два ведущих моста, демультипликатор в раздаточной коробке, большие колеса с грунтозацепами и прекрасную геометрию с небольшой колесной базой, малыми передними и задними свесами. Опытные машины показали хорошую проходимость и ходовые качества. Стало ясно, что новый внедорожник получился, но требовалось улучшить его внешний вид,

В процессе проработки первых дизайн-проектов для ВАЗ-2121 возник справедливый вопрос: «А почему вездеход для сельской местности должен обязательно уступать по комфорту «Жигулям»? Понимание того, что
Единственно Верное решение

Первые опытные машины новой концепции, с закрытом кузовом, изготовили летом 1973 года (ведущий конструктор — Петр Прусов). Они получили заводское наименование 2Э2121, а в октябре 1974 года имя собственное «Нива», с намеком на сельские просторы. Это название для машины предложил ее дизайнер В. Сёмушкин.

Кроме нового кузова, на данном этапе окончательно определились с постоянным полным приводом с межосевым дифференциалом. Сделано это было неслучайно: в наличии у конструкторов ВАЗа были только что освоенные агрегаты «Жигулей» (ведущие мосты, коробки передач и карданные
Нетрадиционным на ВАЗ-2121 стало и решение применить передние дисковые тормоза. Тогда на вездеходах не применялись тормозные механизмы такого типа, считалось, что барабанные тормоза надежнее и менее прихотливы к грязи. Но создателей «Нивы» это не остановило.

К сожалению, не все менялось на машине только в лучшую сторону. Так, из технологических соображений на 2Э2121 решили использовать унифицированную с «Жигулями» коробку передач, поэтому раздаточную коробку отсоединили от нее, введя в конструкцию машины дополнительный карданный вал (на «крокодилах» эти агрегаты были жестко состыкованы друг с другом).
Машина получила собственное имя «НиВа», с намеком на сельские просторы
комфорт такому автомобилю столь же необходим, как любому другому, пришло не сразу, особенно у чиновников от автомобильного министерства. Свою позицию конструкторам ВАЗа пришлось доказывать и отстаивать.

Да и о каком особом комфорте шла речь? Элементарные требования для обычного автомобиля: отсутствие голых металлических громыхающих панелей и хлопающего на ветру тента, полноценные мягкие сиденья, минимальная шумоизоляция.

На этом этапе работ над полноприводником для села возник альтернативный закрытый вариант ВАЗ-2121, автором которого стал молодой дизайнер Валерий Сёмушкин. Идею закрытого комфортабельного кузова поддержал и главный конструктор — Соловьев.
шарниры), но они оказались слабоваты для обычного внедорожника. По этой причине на «Ниве» разделили дифференциалом крутящий момент поровну между мостами, тем самым снизив нагрузку на них в два раза. Одновременно такое решение позволило «Ниве» всегда быть готовой к преодолению препятствий, у машины улучшилась устойчивость и управляемость, особенно на скользкой дороге. Однако, за счет большого количества постоянно вращаемых шестерен заметно повысился уровень шума и снизился общий ресурс. Справедливости ради отметим, что эта схема придумана не на ВАЗе, она уже применялась на рамном внедорожнике Range Rover, который получился больше, тяжелее и дороже «Нивы».
Этот вал навсегда станет «головной болью» всех «нивоводов» как источник дополнительного шума и вибрации в машине. На Западе шутили, что «Ниву» разрабатывали глуховатые конструкторы.

В «Ниве» многое делали не так, как принято в отечественном автомобилестроении. Взять хотя бы размещение запасного колеса. Навешивать его снаружи, сзади или сбоку конструкторам не хотелось из эстетических соображений, а спрятать под пол или в багажник не позволяла компоновка автомобиля с малым задним свесом кузова. Тогда родилась идея, подсмотренная, правда, на FIAT-127: спрятать запасное колесо под капот двигателя. Все бы хорошо, но нашлись у этой затеи противники, главный аргумент которых заключался в том, что колесо под капотом просто сгорит. Не сгорало! Под капотом «Жигулей» максимум 85 градусов жары, а колеса при движении по асфальту иногда нагреваются до 130 °С.

Государственные испытания

Третья серия опытных образцов, ЗЭ2121, была представлена на государственные испытания в самом начале 1974 года. Тогда стало понятно, что по части проходимости с «Нивой» мало кто может тягаться в ее классе.

Машины ЗЭ2121 уже имели привычный нам облик «Нивы», за исключением наружной светотехники и бамперов.

Можно еще отметить, что кузов машины подвергся серьезной аэродинамической доводке и оказался более «зализанным», чем у 2Э2121, а заправочная горловина бензобака переместилась с левого на правый борт и спряталась под крышкой лючка.

Интерьер на третьей серии тоже приобрел свой окончательный вид, разве что задние сиденья до сих пор были раздельными, как на самых первых «Крокодилах», — по заданию, машина была четырехместной. Окончательный привычный облик, когда на «Ниве» появились фонари и «надфарники» от ВАЗ-2106, а также бамперы из алюминиевого профиля с пластмассовыми накладками, машины приобрели лишь на шестой опытной серии, в 1975 году.
Модернизация

На «Ниву» поставили карбюраторный двигатель ВАЗ-2121 объемом 1,6 л. Фактически — самый мощный в жигулевской гамме «шестой» мотор, с измененным поддоном картера для редуктора переднего моста.

У него был сдвинутый в сторону высоких оборотов пик крутящего момента. Это не позволяло брать сложные места внатяг, но легкая, мощная «Нива» ходом «пролетала» трудные участки.

Вместе с 1,6-литровым двигателем ставилась четырехступенчатая КП. Для увеличения тяговых качеств сначала применялись главные пары с числом 4,44, но через год их для экономичности заменили на 4,3, а позже — на 4,1. В таком виде машина просуществовала до модернизации 1994 года, когда стала именоваться BA3-21213.
Спорт

Дебют «Нивы» в спорте состоялся на чемпионате страны по автокроссу в сентябре 1978 года, хотя медалей в этот год машина не заработала. Успех пришел в 1980 и 1981 годах, когда «Нива» стала серебряным призером чемпионата СССР по автокроссу, а в 1983 году — золотым.

В восьмидесятые годы состоялся уверенный выход машины на мировую спортивную арену, на самом престижном ралли-рейде «Париж-Дакар». Проведя в 1980-м своеобразную «пристрелку», уже в следующем году «Нива» становится бронзовым призером этого труднейшего состязания. Потом последовало «золото» в ралли-рейдах «Париж-Тунис» и «Алжир» (1981 г.), серебряная медаль «Дакара» и первые места в ралли «Алжир»
и «Ралли фараонов» (1982 г.), снова второе место в «Дакаре» и победы на ралли «Атлас» и «Ралли фараонов» (1983-1984 годы). Список побед «Нивы» можно продолжать до бесконечности. Правда, выступали тогда на «Нивах» не советские гонщики, поэтому в отечественной прессе эти славные победы остались практически не замеченными. Российские гонщики на «Ниве» вышли на международные соревнования только в сентябре 1992 года, дебютировав в марафонском автопробеге «Париж-Москва-Пекин».

Еще одним достижением «Нивы» можно считать мировой рекорд высоты: в 1998 году она поднялась в базовый лагерь под Эверестом на высоте 5200 метров, а в 1999-ом на Тибетском плато в Гималаях взяла высоту 5726 метров над уровнем моря!

ВАЗ-2121

Экспорт

За рубежом «Ниву» признали практически сразу, как только она стала поступать на экспорт. Ее даже называли «русской сенсацией». Производство «Нивы» на экспорт всегда превышало выпуск для внутреннего употребления на 50%.

Год спустя, после начала выпуска, в 1978 году, на Международной выставке
в Брно «Нива» признана лучшим внедорожником и получила свою первую золотую медаль. Вторая золотая медаль была заработана машиной на 52-ой Международной ярмарке в городе Познани (Польша).

Со временем ВАЗ-2121 покорил весь мир. Даже в Японии с ее развитым автопромом «Нивы» находили своих почитателей, особенно после того как машина легко под-
нялась по руслу высохшего ручья на самую высокую точку страны — гору Фудзияма (3776 м). Она успешно трудится на всех континентах, в более чем в 100 странах. Даже в Антарктиде, на российской станции «Беллинсгаузен», с декабря 1990 года долгое время эксплуатировалась совершенно стандартная «Нива». Побывала «Нива» и на Северном полюсе.

Техническая характеристика ВАЗ-2121 «Нива»

Число мест 4
Максимальная скорость 130 км/час
Тормозной путь со скорости 80 км/ч 39 м
Расход топлива при скорости 80 км/час 9,9 л/100 км
Эл ектро обо рудо ва н ие 12 V
Аккумуляторная батарея 6СТ-55
Генератор Г-221
Реле-регулятор РР-380
Стартер СТ-221
П ре р ывател ь-распределитель Р-125
Свечи зажигания А-17ДВ-0,2
Размер шин 6,4045

Масса:
снаряженная 1150 кг
полная, в том числе: 1550 кг
на переднюю ось 755 кг
на заднюю ось 795 кг

Дорожные просветы:
под передней осью 220 мм
под задней осью 220 мм

Наименьший радиус поворота:
по колее переднего наружного колеса 5,5 м
внешний — по наиболее выступающей части 5,8 м

Рулевой механизм:
глобоидальный червяк и ролик, передаточное отношение 16,4
Подвеска передняя:
независимая, на поперечных рычагах с цилиндрическими пружинами, амортизаторы гидравлические телескопические
Подвеска задняя:
зависимая, с цилиндрическими пружинами и реактивными штангами, амортизаторы гидравлические телескопические
Тормоза:
рабочий — передние дисковые, задние барабанные, с регулятором давления, привод гидравлический, раздельный с вакуумным усилителем
стояночный — на задние колеса с механическим приводом
Сцепление:
однодисковое, сухое
Коробка передач:
механическая, четырехстуленчатая, с синхронизаторами на I, II, III и IV передачах
коническая гипоидная — 4,3
Раздаточная коробка:
двухступенчатая, с блокируемым межосевым дифференциалом (привод — постоянный на все колеса)
Передаточные числа раздаточной коробки:
высшая — 1Д94, низшая — 2Д23
Двигатель:
ВАЗ-2121, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый
Диаметр цилиндра
79 мм
Ход поршня
80 мм
Литраж двигателя
1578 см1
Степень сжатия
8,5
Порядок работы цилиндров двигателя ДААЗ-2106
1-3-4-2
Максимальная мощность:
80 л. с. при 5200 об/мин 12,5 кгс. м при 34-00-4000 об/мин


Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz