Четверг, 28.03.2024, 17:26 Приветствую Вас Гость

Старые Автомобили Советские

Главная | Регистрация | Вход | RSS


ЗИМ-12 Волга

ЗИМ-12 Волга

ВСЕ ЗНАЛИ, ЧТО ТАКОЕ «ЗИМ-12»


Директивы XIX съезда КПСС по пятому пятилетнему плану разбития СССР на 1951-1955 годы обязывали аВтостроителей «...Выпускать еще больше автомобилей и более Высокого качества, конструировать новые автомобили для удовлетворения многосторонних запросов социалистического народного хозяйства».

По мнению руководства Минавтопрома, народному хозяйству из всех «многосторонних запросов» в первую очередь потребовался легковой автомобиль среднего класса, для обслуживания партийных функционеров средней руки. В те годы предпочтение отдавалось не частным, а служебным автомобилям, и новая комфортабельная легковушка должна была занять пустующую нишу между державным ЗИС-110 и массовой «Победой», Правительственное задание и начало разработки шестиместного легкового автомобиля пришлось на апрель-май 1948 года. Перед конструкторским коллективом Горьковского завода были поставлены жесткие сроки для выполнения важного государственного задания — на проектирование автомобиля и подготовку производство было отпущено
всего 29 месяцев. Это был совершенно нереальный срок, даже если бы горьковчане просто скопировали одну из моделей «Бьюика» (Buick), что, собственно, и предлагал сделать ГАЗу замминистра автомобильной промышленности В. Ф. Гарбузов.

Но у главного конструктора завода Андрея Александровича Липгарта на этот счет было свое мнение. Он напомнил, что, благодаря унификации многих деталей, заводу в дни войны удалось в очень короткий срок наладить производство первого отечественного джипа ГАЗ-64, сложив его из уже освоенных в производстве узлов и агрегатов, создав заново только кузов. Этим путем решили идти и с новой машиной. Была только одна серьезная загвоздка — серийно выпускаемый шестицилиндровый рядный двигатель ГАЗ-11 (V — 3,48 л), спроектированный еще
в 1937 году и устанавливаемый на грузовики ГАЗ-51, плохо подходил для большого легкового автомобиля. В стандартном варианте такой мотор выдавал всего 70 л. с., а в форсированном, с измененной степенью сжатия и двойным карбюратором, не более 90-95 л. с. Для задуманного легкового автомобиля массой более 2 тонн этого оказывалось недостаточно. Необходимо было или создавать новый двигатель или как-то снижать массу автомобиля. Первый вариант отпадал из-за сжатых сроков, а второй казался просто фантастическим. Тем не менее, А.А.Липгарт предложил сделать представительский автомобиль безрамной конструкции, с несущим кузовом. На автомобиле с колесной базой 3,2 метра такого не делал никто и никогда в мире, но это решение экономило более 200 кг веса.

Помимо несущего кузова,ЗИМ был примечателен еще гидромуфтой сцепления, впервые примененной на отечественном автомобиле. Она устанавливалась на коленчатый вал вместо маховика и плавно передавала крутящий момент к ведущему диску сцепления. Сделано это было для очень мягкого начала движения, что было важно для автомобиля представительского класса. Гидромуфта позволяла двигаться без лишних переключений, например на второй передаче, в диапазоне скоростей от 0 до 80 км/ч, и прощала водителю все
огрехи с педалями сцепления и газа.

Но она требовала и абсолютной исправности ручного тормоза, иначе без «ручника» заглушенный ЗИМ частенько укатывался с горочки даже на включенной первой передаче. Еще одна особенность ЗИМа — ровный пол в пассажирском салоне, без выступающего кожуха карданного вала.

А уникальная конструкция капота давно стала визитной карточкой ЗИМа! Только у него цельный штампованный капот был способен открываться на любую сторону -влево или направо, а при открытии обоих
замков капот вообще можно было снять с машины. 15 февраля 1950 года, по заведенной традиции представлять новые машины в Кремле, ЗИМ был показан И. В. Сталину. Автомобиль ему понравился сразу, и он легко дал «добро» на его производство.

Вскоре специалисты ГАЗ, во главе с главным конструктором завода А. А. Липгартом и ведущим конструктором И. А. Юшмановым, за создание ЗИМа были удостоены Государственной премии СССР 1950 года. Первую промышленную партию ЗИМ-12 собрали точно в срок — 13 октября 1950 года.
Впервые эмблема с изображением оленя появилась на ЗИМе
Эмблема

Впервые эмблема Горьковского автозавода в виде геральдического щита с изображением оленя — символом города Горького (сейчас Нижнего Новгорода), появилась именно на ЗИМе. Придуманная специально для нового легкового автомобиля, она и сегодня в несколько измененном и упрощенном виде украшает все ГАЗовские автомобили.

А тогда на ЗИМе передняя эмблема была массивной, с широким хромированным окладом с возвышающейся над гербом кремлевской стеной (стены московского и нижегородского кремля очень похожи, чем и не преминули воспользоваться на ГАЗе) и символической кремлевской башней,увенчанной огромной красной звездой.

В негласной «табели о рангах» много внимания уделялось закрепленному автотранспорту — каждой руководящей должности была определена своя марка автомобиля: председатель колхоза не мог рассчитывать более чем на «Победу», а первому секретарю крайкома негоже было садиться во что-то классом ниже ЗИС-110. Естественно, появление ЗИМа произвело переполох в номенклатурной среде. Многие аппаратчики, кому позволяли должности, возжелали как можно быстрее пересесть на новую машину. Борьба за обладание Газовской новинкой приобрела такой масштаб, что журнал «Крокодил» (кстати, курируемый ЦК КПСС) вынужден был в начале 1952 года напечатать едкий фельетон «Стоп! Красный свет!», клеймивший позором номенклатурных работников, которые шли на всякие ухищрения ради скорейшего выделения персонального ЗИМа.
Теоретически простой советский гражданин в 50-х годах при Желании мог приобрести себе В частное пользование легкоВой автомобиль представительского класса ЗИМ. Он свободно предлагался В автомагазинах, но его стоимость для обывателя была просто заоблачной - 40 ООО руб. После тяЖелой и разрушительной войны далеко не у всех Желающих получалось скопить даЖе 9 Овв руб. на покупку более доступного и демократичного «Москвича-401». Понтону новый ЗИМ В частном пользовании - большая редкость, обычно такие машины выкупали у государства позЖе, по остаточной стоимости после длительной эксплуатации, ремонтировали, холили и лелеяли. 6 результате, при общем относительно небольшом Выпуске до наших дней доЖили многие экземпляры этой замечательной машины, и ныне ЗИМ яОляется одним из самых Желанных и вполне доступных раритетов у автоколлекционеров.
В 1959 году появилась новая модель легкового автомобиля представительского класса ГАЗ-1Э «Чайка», более скоростная и комфортабельная, чем ЗИМ. Но прямой замены в неписаной «табели о рангах» не произошло. Для большинства чиновников, которые разъезжали на ЗИМах, «Чайка» оказалась не по статусу.
Оригинальное решение нашли в Миноборо-не, переоборудовав на одном из своих авторемонтных заводов около десятка автомобилей ГАЭ-13 с заменой всех внешних панелей, а также бамперов и эмблем на ЗИМовские. Военные чиновники получили более комфортабельные и современные автомобили, формально соблюдая неписаные правила.

Интересные Факты ЗИМ-12

зим-12
В те годы главному автозаводу страны было присвоено имя Сталина (Завод имени Сталина, 3ИС), а второму по значимости автозаводу предложили имя Министра иностранных дел Молотова. «Горьковский автомобильный завод имени Молотова» — так предприятие называлось в официальных бумагах с середины 30-х годов, а к названию всех легковых моделей завода, с этого момента обязательно добавлялась буква «М» — «Молотовец». Но для нового легкового
автомобиля представительского класса, создаваемого на заводе, этого оказалось мало и специально для него придумали особенное звучное сокращение ЗИМ («Завод имени Молотова»), в полной аналогии с ЗИС. Эту аббревиатуру постарались нанести на все заметные детали машины, начиная от колпаков колес и заканчивая сердцевиной руля. В результате новое имя очень быстро стало популярным в народе — что такое ЗИМ, знали все!

Но еще до окончания выпуска машины, в 1957 году, Молотов вместе с Маленко-
вым, Кагановичем и Шипиловым попали в опалу, и по всей стране началась чехарда с переименованиями заводов, шахт и пароходов. Не обошла стороной компания переименований и ЗИМ — с 1957 года машина получила обычное заводское обозначение ГАЗ-12, в подтверждение чего все надписи на машине быстро и тихо переправили с ЗИМ на ГАЗ. В одночасье опальное имя перестало официально существовать, но в умах и сердцах миллионов наших сограждан эта машина навсегда осталась ЗИМом.

Чопорность и официозность ЗИМа способствовала тому, что на его базе создавались совершенно уникальные модификации — катафалки. Так, Тартуский авторемонтный завод №3 в Эстонии, в 1971 году использовал шасси ЗИМ-12 для автокатафалка. Машина предназначалась для организации специальных торжественных похорон и, скорее всего, была создана в единственном экземпляре.

На базе легковых автомобилей ЗИМ-12 создавались автомотрисы для узкоколейных железных дорог, которые, прежде всего, использовались для инспекционных поездок по железным дорогам высокопоставленного начальства. Как минимум по одной такой машине было на каждой крупной железнодорожной ветке. На фото: сохранившаяся до наших дней на Украине, в Винницкой области, автомотриса на базе ЗИМ-12.

На базе ЗИМ-12 создавались уникальные модификации

Техническая характеристика ЗИМ-12 (ГАЗ-12)

Число мест: 6
Максимальная скорость 120 км/час
Время разгона до 100 км/ч 37 сек
Расход топлива при скорости 50-60 км/час 15,5 л/100 км
Тормозной путь со скорости 30 км/час 5,5 м
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея 12 V
Аккумуляторная батарея 6СТ-68ЭМ
Генератор Г-20 18А, 225 Вт
Реле-регулятор РР-20Б
Стартер СТ-20Б
Прерыватель-распределитель Р-20
Свечи зажигания А-14К
Размер шин 7,00 -15
Вес автомобиля в снаряженном состоянии:
без нагрузки общий 1940 кг
с нагрузкой б человек общий 2390 кг
на переднюю ось 1190 кг
на заднюю ось 1200 кг
Дорожные просветы:
под передней осью 200 мм
под задней осью 200 мм
Наименьший радиус поворота:
по колее переднего наружного колеса 6,8 м
внешний — по наиболее выступающей части 7,4 м



Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz